История музея

РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ

7 ноября 1922 года в здании на углу Красного проспекта и Трудовой улицы открылся Пермский художественный музей. Директором музея стал А. К. Сыропятов. С первых дней работы музея проводилось активное формирование его коллекций. За первый год в галерею поступило 2858 предметов, а к 1941 году собрание насчитывало уже около 10 000 произведений. Художественный музей сразу становится подлинным центром культурной жизни края. Уже в первый год работы его посетило 17 000 зрителей: рабочих, служащих, студентов и красноармейцев. Как на праздник сюда приходили участники различных городских мероприятий, приезжали делегации из края. В музее начали комплектоваться архив и библиотека, открытая для посетителей. 

Пермский музей стал активно работать с современными художниками. Первая выставка произведений уральских мастеров открылась в декабре 1925 года. Количество посетителей за месяц работы выставки составило рекордную по тем временам цифру — 5 000 человек.

 

 

 

Николай Николаевич Серебренников

Николай Николаевич Серебренников

1902-1966
История Пермской художественной галереи неразрывно связана с именем Николая Николаевича Серебренникова, стоявшего у истоков развития пермского художественного музея (впоследствии Пермской государственной художественной галереи). На протяжении 25 лет, с 1925 по 1949 год он занимал пост директора, а после, до 1960 года — главного хранителя галереи. По его инициативе и при непосредственном участии складывались основные коллекции галереи, а в появлении коллекции пермской деревянной скульптуры, одного из культурных брендов Пермского края, он сыграл главную роль.

 

 

 

Под руководством Н. Н. Серебренникова музей сразу становится важной образовательной площадкой: ведется активная работа с образовательными учреждениями города, проводятся экскурсии и учебные занятия. Студенты Пермского университета и Пермского педагогического техникума проходят в музее практику по внешкольной художественно-просветительской работе. На добровольных началах они включаются в работу музея — проводят экскурсии для школьников и других категорий зрителей. Благодаря этой работе в 1920-е годы учащиеся составляют 54% от общего числа посетителей. 
За первые пять лет музейные коллекции настолько разрослись, что возникла острая необходимость в увеличении площадей. 

Состав посетителей галереи 1927–1929 годы

С 1932 года музей разместился в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора. По инициативе Н. Н. Серебренникова в музее открылась изостудия, занятия в которой вели известные пермские художники И. И. Россик, А. Б. Бриндаров, Э. Н. Шорина, был организован лекторий, где сам Серебренников читал лекции по изобразительному искусству, систематически устраивались выставки профессионального, самодеятельного и детского творчества. В 1934 году на первую выставку художественного творчества учащихся 800 начинающих художников из 11 школ прислали около 2 000 работ. Экспозиция вызвала большое одобрение публики и дала толчок формированию изостудий и художественных кружков в общеобразовательных школах края. 

С 1936 году музей получает название «Пермская художественная галерея». 

В 1939 году создан областной Союз художников, первым председателем которого стал директор галереи Н. Н. Серебренников, что помогло установлению тесных связей между музеем и пермскими художниками. В эти годы закладывались основы коллекций, рос авторитет галереи в глазах населения. Сотрудники стремились разнообразить и усовершенствовать свою работу со зрителем. К концу 1930-х годов годовая посещаемость музея выросла до 75 000 человек, а число экскурсий — до 700. 

 

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

В 1941 году в Пермь были эвакуированы фонды Государственного Русского музея и часть фондов Государственной Третьяковской галереи. Предметы искусства были размещены в здании Пермской художественной галереи, поэтому собственные экспозиционные залы пришлось закрыть. Но работа со зрителями не прекратилась.

В годы Великой Отечественной войны галерея активно проводила выставочную и просветительскую работу. По инициативе Н. Н. Серебренникова выставки устраивались на предприятиях, в вузах, школах, библиотеках, в краеведческом музее, фойе театра оперы и балета, в библиотеке имени А. М. Горького.

11 сентября 1941 года было принято решение об организации в Перми мастерской агитационных плакатов, которую возглавил директор галереи, председатель правления Союза художников Н. Н. Серебренников. Плакаты, выпущенные этой мастерской, были еще одним средством работы со зрителями. Как солдаты, они «били точно в цель», формируя негативный образ врага и поднимая боевой дух советских людей на фронте и в тылу. 

Весной 1944 года в Свердловске и в Перми прошла межобластная художественная выставка «Урал — кузница оружия», это был своеобразный творческий «отчет о работе» пермских мастеров и художников всего Урала в военные годы. 

В том же 1944 году был издан первый научный каталог галереи, в который вошли 1400 произведений 500 авторов XV—XX веков. Над каталогом вместе с пермяками работали научные сотрудники центральных музеев страны, в том числе Русского музея и Третьяковской галереи. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) разослало этот каталог ряду зарубежных музеев. В ответ свои научные труды и каталоги прислали Лондонский музей искусств, Нью-Йоркский музей нового искусства, Детройтский институт искусств.

Кроме того, в годы эвакуации с помощью сотрудников Русского музея удалось провести реставрацию ряда коллекций и организовать множество выставок. В 1944 году общественность Перми широко отмечала 100-летие со дня рождения великого русского художника И. Е. Репина. Несколько тысяч человек посетило выставку, на которой было показано более двухсот работ мастера, в их числе знаменитые «Бурлаки на Волге». В экспозицию вошла и картина «Выбор царской невесты», принадлежащая Пермской галерее.

В январе 1945 года изменился статус Пермской художественной галереи: из областного подчинения она перешла в республиканское. Это стало возможным благодаря тому, что за 25 лет работы сотрудники музея накопили серьезный опыт организационной, выставочной, просветительской и научной деятельности, установили прочные связи с крупными музеями, искусствоведами и учеными. Немалую роль в этом сыграло плодотворное взаимодействие музеев в годы Великой Отечественной войны. В октябре 1945 года бесценные произведения искусства, составляющие золотой фонд Российской культуры, после четырех лет эвакуации возвратились из Перми в Москву и Ленинград.
 

НОВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Экспозиция декоративно-прикладного искусства. 1946 год

21 января 1946 года Пермская галерея вновь распахнула свои двери для посетителей. Впервые открылся отдел прикладного искусства с залами восточного, западного и русского искусства. В нем были выставлены коллекции русского и западноевропейского фарфора, редкие ткани, образцы художественной вышивки, изделия из металла, дерева и других материалов. В дальнейшем были открыты отделы иконы и советского искусства.

В 1950-х годах была продолжена планомерная издательская работа. Регулярно выходили каталоги коллекций и выставок, путеводители по экспозициям. 

 В 1951 году при галерее начал работу искусствоведческий кружок для учащихся старших классов. Школьники знакомились с историей русского дореволюционного и советского искусства, делали доклады о творчестве художников, учились работать со специальной литературой. В 1956 году под руководством художника А. М. Демина для детей 4–10 классов открылся кружок «Юный художник», многие выпускники которого впоследствии стали студентами художественного училища. 

С середины 1950-х годов галерея начинает активную работу с жителями Пермской области. Одна из главных задач галереи в эти годы — широкая популяризация изобразительного искусства, культурно-воспитательная работа среди населения. В сельских домах культуры устраиваются передвижные выставки и лекции. 

С 1960 года в Перми, как и во всей стране, начинается активный этап развития туризма. Прибывавшие на теплоходах по Каме путешественники существенно пополняют число зрителей галереи. 

В 1961 году на базе галереи создается Университет культуры по изобразительному искусству. Занятия посещают студенты, рабочие, работники совнархоза, врачи, учителя, библиотекари. Формы работы были самые разнообразные: лекции научных сотрудников, доклады самих слушателей, посещение мастерских пермских художников, просмотры фильмов по искусству, семинарские занятия в экспозициях галереи. Только в первый год работы Университета его выпускниками стали 80 человек. Многие из них помогали галерее в проведении экскурсий на общественных началах. 

Выставка детского творчества. Конец 1960-х годов

В 1967 году в четырех вузах Перми были организованы факультеты общественных профессий (ФОП), которые вели сотрудники галереи. В мае 1968 года 28 студентов первого выпуска получили удостоверения, дающие квалификацию лектора по вопросам искусства. На факультете общественных профессий ежегодно обучалось около 500 студентов. Все они стали добрыми друзьями и помощниками галереи. Студенты читали лекции в общежитиях, колхозах и на предприятиях, проводили экскурсии по экспозициям галереи. ФОП существовал более 20 лет и внес значительный вклад в популяризацию коллекций галереи. 

К концу 1960-х годов галерею ежегодно посещает более 150 000 зрителей, проводится более 1000 экскурсий и 200 лекций, музейная коллекция составляет около 30 000 экспонатов.
 

 

ПЕРИОД РАСЦВЕТА

В 1970–1980-х годах галерея ведет активную выставочную деятельность, в том числе в партнерстве с пермским отделением Союза художников и столичными музеями. 

Совершенствуются образовательные программы для школьников. В помощь преподавателям литературы галерея издает по материалам коллекции фотоальбомы иллюстраций с текстами к школьным программам по литературе. Продолжается работа по организации ежегодных выставок детского творчества, которые собирают до 3 000 работ от юных художников 4–14 лет. В период работы таких выставок число посетителей достигало 30 000. 

В галерее проходят семинары для преподавателей рисования и руководителей школьных факультетов по изобразительному искусству. Продолжается работа с жителями сельских территорий. В районных и сельских домах культуры проводятся лекции, встречи с искусствоведами и художниками, тематические выставки. 

Появляются новые формы популяризации изобразительного искусства для взрослых: лектории и кинолектории на предприятиях, синтез музыкального и изобразительного материала. Огромной популярностью пользуются концерты в экспозициях галереи лучших исполнителей страны, приезжающих на гастроли в Пермь.

Концерт в залах галереи. Конец 1970-х годов

В 1970–1980-х годах галерея обращается к истории художественной жизни Перми ХХ века, к творчеству художников-земляков, став в этом примером для многих региональных музеев. Так рождается выставка произведений П. И. Субботина-Пермяка, реставрируются работы местных мастеров, проводятся персональные выставки художников, родившихся в Перми, но живущих в иных местах.

Параллельно с изучением современности галерея открывает зрителю и более ранние пласты российской художественной культуры: подписные и датированные иконы XVII — начала XX веков, забытые имена художников (в их числе братья П. П. и В. П. Верещагины). 

В 1973 году Пермская галерея за работу по пропаганде изобразительного искусства и эстетического воспитания трудящихся награждена почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Позднее отдел советского искусства признан Министерством культуры РСФСР лучшим среди художественных музеев.

Очередь на выставку произведений Н. К. Рериха и С. Н. Рериха. 1980 год

В 1987 году галерея открывает широкому зрителю имя С. П. Дягилева. Проводится первая в России выставка и первая научная конференция, посвященные С. П. Дягилеву. На выставке «Сергей Дягилев и художественная культура XIX–XX вв.» были собраны экспонаты из 32 государственных и частных собраний страны. 

Пермская галерея становится объектом внимания средств массовой информации и режиссеров документального кино. Центральное и местное телевидение снимает несколько телевизионных фильмов и передач о пермской деревянной скульптуре, строгановском золотном шитье, строгановской иконе. 

Развиваются международные связи: деревянная скульптура из коллекции галереи демонстрируется на выставках в Японии и Франции, русский авангард экспонируется в Испании и Финляндии.

 

ЭПОХА ПЕРЕМЕН

Девяностые годы были непростым временем для всех, в том числе и для Пермской галереи. Резкое сокращение государственной поддержки музеев и снижение внимания к культуре, сокращение доходов населения, спад внутреннего туризма привели к серьезному снижению посещаемости: основные зрители галереи в это время — жители Перми и Пермской области.

Передача икон представителям Пермской Епархии. 1990 год

Поэтому для привлечения зрителей реализуются новые идеи, в том числе и в образовательной деятельности. В 1993 году в галерее создан отдел музейной педагогики, который занимается развитием образовательных программ. Совместно с пермской школой №2 создана экспериментальная площадка «Региональные аспекты художественного образования. Музей и школа», где решается задача внедрения новых циклов гуманитарных предметов в общеобразовательные процессы. Впоследствии к проекту подключаются дошкольные учреждения.

В то же время, творческая свобода и отмена цензуры открыли возможность обратиться к изучению тем, ранее запрещенных. Снятие идеологических ограничений, например, позволило показать работы современных пермских художников, которые вынужденно оставались в стенах мастерских.
Для зрителей и исследователей открываются фондовые коллекции, связанные с культурой православия, с царскими династиями, с русским авангардом и другими неисследованными темами.

Открытие выставки «Пушкин. Пространство поэта». 1999 год

Суть этого периода отражают масштабные научно-выставочные проекты: 

  • «Пермь и футуристы» — первая попытка проанализировать, как русский авангард отразился на художественной жизни Перми и края.
  • «Миф в искусстве ХХ века», где впервые показан иконостас Рериха из церкви Казанской иконы Божией матери и «Распятие» работы Михаила Нестерова из запасников галереи.
  • «500 лет рода Строгановых, меценатов искусств» — первая выставка, посвященная художественному наследию этой династии.
  • «Рюриковичи и Романовы в русской культуре» — проект, который объединил специалистов разных сфер (искусство, литература, история) из многих городов России.
  • «Православная художественная культура» — первая выставка, посвященная 600-летию памяти Стефана Пермского.
  • «От Нила до Понта Эвксинского» — выставка, где впервые показаны античные музейные редкости.
  • «Символизм и модерн», «Артисты Императорского балета» — выставки, продолжающие открытую ранее дягилевскую тему.

Снятие с Перми «статуса» закрытого города открыло возможности для развития международных связей галереи, сотрудничества с зарубежными художниками, коллекционерами и искусствоведами. Совместно с институтом Гете проводятся международные конференции. Известный немецкий коллекционер искусства XX века Юрген Вайхардт приносит в дар галерее более 150 графических листов из своего собрания, член Королевской академии искусств Великобритании, художник Кирилл Соколов подарил часть своих работ, а также специально приобретенную для галереи коллекцию старой английской гравюры.
 

 

НОВЫЙ ВЕК

Экспозиция русского искусства XIX века. 2010 

Галерея нашла интересные формы контакта с отдельными группами посетителей. Одними из первых мы стали работать с так называемым «третьим возрастом» — пенсионерами, поняв необходимость их социальной адаптации, продуктивного использования свободного времени для развития различных интересов. Многие наши «выпускники» впоследствии стали волонтерами галереи, овладев навыками экскурсионной работы, фотографии, работы с компьютером.

Важный аспект нашей работы — обращенность к семье. Кроме традиционных для музеев форм работы с детьми, галерея проводит занятия для будущих мам и родителей с новорожденными детьми. Присутствие в музейном пространстве молодых родителей создает неповторимую атмосферу. Наш опыт положительно оценен и коллегами из музейного сообщества.

Для детей с нарушениями зрения создан проект «Музей ощущений», который знакомит с основами изобразительного искусства на примере экспонатов из коллекции Пермской галереи с помощью специально разработанных методик.

Во взаимодействии со зрителем музейная жизнь обретает новые смыслы. Как стать интереснее для детей и взрослых в век новых технологий, развивать коммуникационные, творческие возможности? Коллекция становится не только основой для просветительской работы и исследований, но и для познавательных программ и изданий нового типа. Ярким событием стала книга московской художницы Зины Суровой «Сказки Пермской земли» о древнем искусстве Прикамья, созданная на основе коллекции деревянной скульптуры.  

Галерея уверенно входит в российское и международное культурное пространство как один из крупнейших художественных музеев страны. Фондовые коллекции экспонировались на выставках в Германии, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Англии, Голландии, Люксембурге, Мексике Америке, Китае. Мы принимали у себя выставки из крупнейших музеев страны: Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, ГМИИ им. Пушкина, Государственного исторического музея, Музеев Кремля, Павловска. 

Выставка «Павловск.  Жизнь императорской резиденции». 2010 

Сегодняшний день — это время тревог за наш общий будущий дом. В 2011 году здание бывшего собора передано Церкви. Обострился вопрос о будущем размещении галереи. С этого времени рассматривались многие варианты переезда галереи: предлагались различные существующие здания, проведен первый в России международный конкурс архитектурных проектов здания галереи. Мы надеемся, что новое здание будет современным и удобным не только для музейной работы, но и для посетителей, которые могут провести здесь целый день со своей семьей. Это наше будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата 7 ноября 1922 года является знаменательной в истории нашего края: она свидетельствует об определенной культурной зрелости края, вызвавшей к жизни учреждение, призванное служить лучшим идеалам грядущего будущего.

А. К. Сыропятов, первый заведующий художественным музеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественные ценности, экспонируемые в Пермской художественной галерее, заключают в себе такой обширный образовательный материал, так поучительны для эстетического воспитания, что первейшей с открытием галереи задачей становится всемерное и самое широкое их использование для поднятия художественной культуры рабочих, колхозников, интеллигенции и, особенно, подрастающего поколения.

Н. Н. Серебренников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понедельник выходной день

 

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам